Программа дополнительного образования «Лепетушки» разработана для детей 3 – 6 лет составлена на основе исследований педагогов Г. А. Волковой, В. А. Гринер, М.Ю.Картушиной, А.Е.Вороновой, занимающихся вопросами дошкольной логоритмики.
Занятия по логоритмике проводятся одновременно двумя специалистами ДОО: учителем-логопедом Масалкиной С.С. и музыкальным руководителем Снигиревой И.Н.
Цель программы «Лепетушки» – организация коррекционного пространства в условиях ДОУ, обеспечивающего преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой через систему логоритмических занятий.
У многих современных дошкольников диагностируется одновременное отставание и речи, и моторики, — двух компонентов, тесно связанных друг с другом.
Логоритмика, или логопедическая ритмика, – один из методов для устранения речевых нарушений, объединяющий в себе движения, слово и музыкальный ритм.
Ею можно заниматься с самого рождения, ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, — не что иное, как логоритмика.
Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха. Если хотя бы один из этих компонентов дает сбой, впечатляющего результата уже не получить.
Основная задача логоритмической гимнастики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.
Логопедическая ритмика – это:
- Различные виды ходьбы с усложнением.
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
- Упражнения на развитие речи без музыки.
- Упражнения, развивающие точную моторику.
- Пение.
- Упражнения на внимание, на регулировку тонуса мышц.
Кому полезны логоритмические упражнения: детям с общим недоразвитием речи; детям, речь которых интенсивно формируется (2,5-4 года); ослабленным, часто болеющим детям; при дизартрии и дислалии (нарушениях звукопроизношения); детям с предрасположенностью к заиканию и заикающимся малышам; при запинках в речи, а так же детям с тахилалией и брадилалией (со слишком быстрой или чересчур медленной речью).
Логоритмика развивает не только речь, но и психические процессы, стимулирует физическое развитие.
Развитию речи служат игры на формирование фонематического слуха, речевого дыхания, артикуляции, ритма. Чаще всего, одни и те же упражнения достигают нескольких целей одновременно.
Основная черта логоритмических упражнений – почти все они сопровождаются музыкой или пением.
Музыка оказывает сильнейшее эмоциональное влияние на психику ребенка, привносит особый оттенок и помогает сделать упражнения разнообразнее.
Упражнения, требующие координации внимания, одновременно развивают все виды памяти: кинестетическую (двигательную), музыкальную, слуховую, речевую, зрительную.
Влияние и значение для ребенка
Дети, занимающиеся логоритмикой, более грациозны, ритмичны, умеют выразительно двигаться, петь и говорить. Если единство всех компонентов соблюдено, положительные изменения не заставят себя ждать.
Влияние занятий на развитие детей:
- Ребенок учится делать правильный речевой выдох.
- Развивается музыкальный слух.
- Дети становятся более ловкими, крупная и мелкая моторика совершенствуется.
- Слишком активные малыши успокаиваются, становятся более усидчивыми, а медлительные дети– бодрыми и подвижными.
- Развивается артикуляционная моторика, произношение звуков становится более четким.
- Формируется сила, ловкость и выносливость, дети приобретают красивую осанку.
Особенно важны эти занятия в период становления речи, когда любое отставание в речевом развитии влечет за собой трудно устранимые последствия.